Полеты на дронах в России

По новостям, словно молния проскочила новость, о том что Президент России Владимир Путин поручил кабинету министров уже к 30 апреля проработать разрешение на полеты гражданских дронов в тех регионах, где это возможно. Что эта новость может сказать нам, простым гражданским любителям летать на беспилотниках? Текст дословно звучит так:

Президент заявил о необходимости как можно скорее открыть небо в России для гражданских беспилотников и назвал это принципиальным вопросом. Кроме того, президент поручил кабмину к 30 апреля проработать разрешение полетов гражданских дронов в тех регионах, где это возможно. А к 1 июня принять все документы для введения нового класса воздушного пространства РФ для упрощенного использования БПЛА.

С этой новостью появляется осторожный оптимизм, что могут дать зеленый свет свободным полетам на дронах гражданским лицам. Почему это вселяет некоторую надежду? Хочется обратить внимание на ключевые слова «открыть небо» и «принципиальный вопрос». Когда глава государства использует такие четкие и определенные термины, значит скорее всего решение уже принято и достаточно дождаться готового регламента на полеты и получение разрешений.

Текущая ситуация и получение разрешений на полеты

В настоящий момент с этим есть серьезные проблемы с получением разрешений на полеты. Попробуем описать ситуацию максимально простым языком для людей, далеких от юридических терминов. Проблема с легализацией на полеты дронов стоит настолько остро, что любое обсуждение этой темы в нашем чате приводит к огромному количеству споров и противоречий. И это среди тех, кто уже владеет дронами DJI и давно в хобби. А что творится в голове у новичков, которые только купили дрон? Кстати, если вы увидели серьезную неточность или ошибку, которая может сбить с толку, просьба дать нам знать, чтобы оперативно исправить 🙂

Внимание, далее идет максимально упрощенная подача материала для новичков и тех, кто желает легализоваться в своих полетах на дроне. Автор не владеет юридическими терминами и не ставит перед собой задачи раскрыть все тонкости получения разрешений. Это необходимо делать самостоятельно или с привлечением специалистов. Могут быть ошибки и неточности, просьба отнестись со снисхождением. Цель – донести общую обстановку человеческим языком, разблачить популярные мифы и показать актуальные тенденции для общего понимания.

Прежде всего надо знать, что любой беспилотный аппарат свыше 150 грамм необходимо ставить на учет. Сделать это можно через сервис ГосУслуги. Кстати, существуют самая распространенная ошибка, что если вы купили дрон и поставили его на учет, значит можно свободно летать. Это не так!

Владельцы дронов обязаны подавать заявку на полет в воздушном пространстве на общих условиях. Словно это не полет на пятисотграммовом пластмассовом дроне вокруг лесной поляны, а большой многотонный грузовой вертолет на серьезном задании. В итоге, каждый полет на любительском дроне DJI превращается в целое мероприятие, к которому требуется готовиться сильно заранее.

Небосвод дрон
Интерфейс приложения небосвод с отображением зон в определенной точке

Пилот обязан зарегистрироваться в системе Предоставления Плана полетов по сети Интернет (СППИ), а также подать заявку за несколько дней, проще всего это сделать через систему небосвод. А в последствии, после получения плана полета обязан отзвониться за 3 часа до взлета, за 5 минут и сразу после посадки если это требуется.

Неформально рекомендуется предупредить полицию, хотя бы звонком. Рассказать о наличии разрешения и факте будущего полета, указав место месте и времени. Это упростит вам жизнь в случае, если запуганная телевизором бабушка поднимет панику, увидев летящий дрон. Если вы предупредили, есть шанс, что вас хотя бы не повезут в отделение для выяснения. В пределах населенных пунктов скорее всего потребуется разрешение администрации, которое в большинстве случаев получить не так просто. Но все зависит от региона.

Есть пилоты, которые осуществляют исключительно законные полеты и выполняют этот регламент с получением разрешений. Но таких людей в общей массе единицы. Большая часть пилотов осуществляет полеты без получения разрешений, это факт.

Почему люди не хотят получать разрешения на полеты

Есть несколько причин, по которым текущая ситуация не отвечает требования времени. Из-за этих причин многие отказываются проходить легализацию и летают «из кустов».

  • Слишком сложно. Требуется много времени на изучение всех особенностей.
  • Долго. Для подачи заявления вы должны знать как минимум за шесть дней где и во сколько вы будете летать.
  • Необходимость осуществлять несколько звонков в случае диспетчерской зоны. Это конечно дает полное погружение в мир авиации, но почему бы не реализовать онлайн?

Большинство пользователей покупает дроны DJI не для того, чтобы выполнять какие-то работы и технические задания, у них нет цели погружаться в мир авиации. Если у вас задача – это обследование ЛЭП или создание ортофотопланов, то вопросов нет, цель оправдана.

Но для большинства – это прежде всего это хобби в свободное время, полеты для собственного развлечения или создания контента. Дрон с камерой позволяет раскрыть творческий потенциал. Все эти процедуры, которые легализуют полет в настоящее время они фактически убивают творческую составляющую. Если соблюдать актуальное законодательство по использованию воздушного пространства, то шанс поймать красивый кадр сводится к нулю, погода не работает по расписанию. Интересно, а насколько подобная практика нагружает диспетчеров?

Проблема подавления сигнала или глушилки и спуферы

Одобренные заявки на полет не гарантируют его успешность. В связи с недавними событиями, у любителей дронов появилась вторая проблема. Стали распространены системы постановки помех против БПЛА. Другими словами эти системы можно называть стационарными устройствами радиоэлектронной борьбы (РЭБ) против беспилотной авиации. И с каждым месяцем проблемы с радиосигналом фиксируются в новых местах, что создает огромные проблемы для любительских беспилотников. Независимо от того, есть разрешение на полет или нет, люди продолжают терять свои дроны в результате помех на частотах навигационных спутников.

Системы подавления могут быть в виде простых «глушилок» спутникового (GPS) сигнала, так и современные системы спуфинга (подмены сигнала). Вместо подавления сигнала от навигационных спутников «шумом», они генерируют более сильные и ложные сигналы, подменяя реальные. Если дрон фиксирует ложный сигнал, то у него происходит сбой в полетном контроллере, он пытается стабилизироваться, в результате дрон уносится в неизвестном направлении, игнорируя сигналы управления. Это обширная тема, которую мы обязательно раскроем в отдельной статье и расскажем как можно предотвратить дрон или спасти его даже в условиях постановки помех.

Как бы хотелось видеть легальные полеты

Почему бы не повторить успешный опыт других стран для потребительских дронов DJI ? Каждому пилоту после сдачи экзамена лицензию на управление. Дронам – отдельную категорию и разрешенные зоны и лимиты на высоты. Здравый смысл и мировой опыт показывает, что именно лицензирования пилотов с обязательной сдачей экзаменов повышает общий уровень знаний, ответственности и безопасности. Прохождение всех стадий разрешений и уведомлений лишь отбивают желание обучаться и делать это по закону, что в последствии может создать опасные прецеденты. А в совокупности с тем, что DJI отключила nfz зоны, лишь повышает вероятность этих событий.

Пилоты с удовольствием пойдут сдавать экзамены и легализоваться, также как они сейчас ставят дроны на учет через ГосУслуги. Правда реалии таковы, что регистрация дрона без получения разрешения не дает никаких преимуществ.

Получение разрешений на полет можно упростить до уведомительного порядка в приложении, типа небосвода. А там, где без разрешения никак, все взаимодействие можно осуществлять внутри приложения. К чему эти звонки диспетчерам от владельцев небольших дронов?

В новости указано, что к 1 июня планируется ввести новый класс воздушного пространства. Пока не ясно, что это значит и в каком виде будет реализовано, но можно пофантазировать что для дронов выделят высоты и области, где можно будет летать в упрощенном порядке.

Выводы

Заголовки новостей с позитивными подвижками – это отлично, но как мы знаем, реализация задуманного часто не совпадает с тем, что планировалось изначально, особенно у нас. Реалии таковы, что задумка облегчить полеты для гражданских лиц, может привести лишь к усложнению получения разрешения в неожиданных местах. Результатом этого станет продолжение текущей ситуации, без каких-либо изменений. Люди продолжат летать «в серую», как им хочется.

Здравый смысл в итоге победит, развитие беспилотной авиации идет огромными шагами, это очевидно. Дроны развиваются, количество беспилотников на руках у населения увеличивается с каждым годом. Спрос на легализацию огромный, а текущая реализация практически никого не устраивает. В итоге мы придем к светлому и законному будущему, но хотелось бы поскорее и с меньшим количеством «граблей». Ну а пока дожидаемся 30 апреля и 1 июня, после чего делаем промежуточные выводы и обновляем информацию.

Оставьте комментарий